Войти   Регистрация

Тульский некрополь

В прошлом году на свет довольно неожиданно появилась серия фотографий «Тульский некрополь». Неподдельный интерес к ней наших друзей подтолкнул к продолжению цикла. К тому же, у мамы, кроме обычных чувств ответственности и порядка, проснулся настоящий исследовательский зуд — оказывается, есть уголки Всехсвятского кладбища, в кои она ни разу до этого не заходила, а в иных не бывала со школьных лет. И всё никак не было повода показать эти уголки некрополя, но внезапно он появился — с 1 июля 2016 года Администрация города проводит на Всесвятском кладбище инвентаризацию захоронений с одновременной уборкой территории. Предполагается демонтаж оград на непосещаемых участках кладбища, опиливание деревьев, вывоз мусора. Так что, думается, к следующему маю всё уже будет выглядеть совсем не так…

Раз уж мы всё-таки пришли навести порядок на могиле прадеда, то сразу от входа свернём налево — к восточной стене кладбища. Прадед мой — Дерябин Иван Петрович — судя по фото, увлекался охотой. По крайней мере, известно, что у него было аж две винтовки. Кроме того, мама помнит, что раньше его портрет висел в краеведческом музее — а вот в связи с чем не помнит. А ещё прадед водил пчёл — и все дядья по очереди держали у себя принадлежавшую ему старинную толстую книгу по пчеловодству…

Первым на нашем пути встречается некрополь купцов Ливенцевых. В настоящее время на их семейном участке сохранилось только три надгробия: купец Ливенцов Иван Васильевич (1733-1817 гг.); потомственный почётный гражданин Ливенцов Иван Иванович (1845-1900 гг.); купеческая вдова Ливенцова Хиония Ивановна (1814-1890 гг.).Родоначальником династии Ливенцевых был тульский металлозаводчик и торговец Василий Артемьевич Ливенцев. Его сын Иван Васильевич по выбору тульского купечества в конце 1770-х – начале 1780-х годов был тульским городским головой. За отличную службу в знак монаршего благоволения И.В. Ливенцев получил золотую медаль и шпагу, был внесён с семьёй в городовую обывательскую книгу, в шестую её часть в числе «имянитых граждан».

В Туле Ливенцевы имели две усадьбы с добротными «новейшей» архитектуры особняками. Первый, построенный в 1760-е годы, находился в нерегулярном по тем временам ещё Абрамовом переулке (вскоре переулок стал называться Ломовским, ныне Денисовский). Главный дом с воротами архитектурой и мощностью внешнего облика были уникальны.Александр Петровичев. Ворота. 2004 г. Холст, масло, 84х91

Построены они в стиле зрелого «столишного» барокко, и есть предположение, что в проектировании и строительстве главного дома принимал участие известный зодчий XVIII столетия, создатель первой в России архитектурной школы Д.В.Ухтомский. Вторая большая усадьба Ливенцевых была на Почтовой улице (ныне Дзержинского). По смерти Ивана Васильевича, в начале XIX столетия обе усадьбы были проданы: первая — Ломовым, вторая — Тульскому почтовому ведомству.

Сын Ивана Васильевича Ливенцева Иван Иванович объявлял капитал сначала по II, а затем по III гильдии купечества. Иван Иванович, Василий Иванович и Николай Иванович Ливенцевы продолжали торговлю колониальными товарами, имели в Гостином ряду свои лавки. Все три брата занимали видные места в общественной жизни города и были известны как благотворители.

Рядом с дорожкой привлекает внимание крест на захоронении Такшиной — надгробие типа «проросший крест», нач. XX века, белый камень. Такого вида надгробия стали появляться с середины XIX века и по форме бывают очень разнообразны. Но все символизируют виноградную лозу, как один из символов христианства, а так же смерть после жизни и вечное колесо жизни.

От восточной развилки дорожек пройдём чуть вперёд, не сворачивая вправо. Здесь мы увидим ухоженное захоронение с памятником типа «часовня» с образом Богородицы, под которым погребена Глаголева Ольга Васильевна (1825–1867) — жена священника Крестовоздвиженской церкви Тулы. Икона на надгробии соответствует иконографическому типу Богородицы «Одигитрия» — Путеводительница — один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери. К этому типу относятся такие широко почитаемые на Руси иконы, как Тихвинская, Смоленская, Казанская, Троеручица и некоторые другие…

По соседству находится некрополь купцов Золотарёвых с большими вертикальными надгробиями — он виден издалека даже сквозь кусты и подлесок кладбища. Три двухметровых часовни, саркофаг изготовлены из красного и чёрного гранитов и датированы серединой XIX – начало XX вв. Самое массивное — почти трехметровое по высоте — надгробие Ивана Васильевича Золотарёва (1833–1909 гг.) изготовлено из чёрного гранита и расположено в центре некрополя. По типологии его можно отнести равно как к часовне, так и кресту на постаменте.

В отдалённой части кладбища к востоку от церкви были обнаружены плиты и саркофаги семейного захоронения купцов Лугининых. Ранние погребения относятся к 1770–1771 гг. Изначально здесь было старообрядческое кладбище, но со временем православное кладбище его поглотило.

Лугинины владели медными, железными заводами, бумажной и полотняной фабриками. В конце XVIII века активно осваивали промышленность Урала. Построили большой дом в центре Тулы. Теперь в бывшем доме Лугининых размещаются два факультета педагогического университета им. Л.Н.Толстого.

Однако вернёмся к развилке, и пройдём немного по аллее. Ещё не так давно здесь можно было видеть чугунную часовню на захоронении мещан Семыкиных. Тула, являясь центром металлургического производства, производила не только пушки, чугунки, заслонки, напольные плиты и прочие литейные вещи, но и надгробия: плиты, кресты, часовни, скульптуры и другие надгробные памятники. Таких часовен в Туле было множество. Сверху часовню венчала золочёная маковка с крестом, а сквозь цветные витражи пробивался свет стоящей внутри лампады или светильника. Но так случилось, что эта часовня оставалась последним образцом такого надгробия. Пока зимняя буря 2009 года не обрушила на «хрупкий» чугун вековое дерево, и от былой красоты чугунного ажура остались только руины…

Аллея, ведущая мимо могилы моего прадеда, приводит к одному из четырёх Воинских кладбищ периода Великой Отечественной войны. Эта братская могила называется «Восточной» и является самой большой по количеству погребенных. Здесь покоятся 2182 воинов, умерших от ран в госпиталях, когда Тула была уже тыловым городом.

Рядом, в юго-восточной части кладбища, погребены люди, погибшие при выполнении служебных обязанностей в период 1945-1969 гг. Здесь находятся братские захоронения экипажей самолетов и кораблей. А также одиночные могилы. Об обстоятельствах гибели этих людей в мирное время материалы до сих пор засекречены.

Захоронение экипажа самолета и военных, разбившихся 3 марта 1955 года.

По соседству ещё одно братская могила — «Офицерская». Здесь покоятся воины, погибшие при обороне Тулы и умершие в госпиталях, когда Тула была уже тыловым городом. Но всех погребенных на этом братском кладбище объединяет воинское звание – Офицер.

Чуть севернее офицерского кладбища находится ещё одна братская могила — участников революции 1905 года. Это захоронение с простым надгробием в виде прямоугольного цветника с крупным валуном на белокаменном постаменте, на котором укреплена небольшая мраморная доска с надписью «Память жертвам революции 1905 г.». Ограда устроена из якорных цепей на металлических круглых столбиках. Здесь похоронены погибшие во время столкновения с черносотенцами и казаками 21 октября 1905 года члены рабочей дружины. Эту историю знают немногие туляки, поэтому рекомендую интересующимся почитать здесь. На площади Ленина стоял обелиск, обозначавший место вооруженного столкновения рабочей дружины с монархистами, но недавно его сломали вандалы…

Каменное здание церкви во имя Всех Святых (1773 – 1795) возводили на средства тульских купцов Стефана Сушкина и Никифора Девяткина. В алтарной части сохранилась надгробная плита Сушкина.

Отдельностоящая колокольня Всехсвятской церкви строилась по проекту архитектора В.Федосеева на пожертвования горожан. Высота колокольни 71 м. На уровне второго этажа на средства горожан установлены в 1867 г. четыре скульптуры трубящих Ангелов, литые из чугуна.

В северо-западном углу кладбища сохранился «готический» некрополь мещан Степановых. За двухметровой оградой расположены памятники различных форм и материалов. Здесь представлены белокаменные саркофаги с иконографическими сюжетами, часовня, был ещё чугунный аналой. Но наибольший интерес вызывает двухметровый чугунный Ангел. Ещё до недавнего времени скульптура стояла без головы. Летом 2011 года голова была водружена на место, но уже осенью её приготовили на вывоз или на металлолом или в качестве сувенира. Сейчас решается вопрос о полной реставрации скульптуры чугунного ангела.

Спасское (Зареченское, Оружейное) кладбище г. Тулы, как и Всехсвятское, возникло в 1772г. по указу Екатерины II, запретившей погребения возле церквей в границах города из-за разразившейся в Москве чумы. Тула была первым городом, выполнившим императорский указ: были определены участки для посадского кладбища (ныне Всехсвятское) и кладбища Оружейной слободы (Зареченское). Первоначальный деревянный храм на кладбище был построен в 1772-1773 гг. и освящён в честь Нерукотворного образа Христа. В 1807 году вместо деревянной церкви воздвигнут каменный храм с двумя приделами.

Под храмом погребен талантливый тульский архитектор Косма Семенович Сокольников (1751-1831). В начале 40-х годов ХХ столетия при расширении котельни Спасской церкви рабочими был обнаружен гроб-колода, вероятно с прахом К.С.Сокольникова. Гроб вскрыт не был, его замуровали в стене.

На самом Спасском находятся надгробные памятники XVIII-XIX вв. высокой исторической и художественной ценности — дворян Постниковых (XVIII в.), штабс-капитана Прудникова (1822 г.), князей Назаровых (1801– 1834гг.); оружейников Т.П. Боровина (1791г.) и Р.П. Алпатова (1867г.); купцов Минаевых (сер.XIX в.), первых самоварщиков Лисициных (нач. XIX в), оружейников, купцов и заводовладельцев Лялиных (сер. XIX – нач. XX веков), и широко известных в России самоварщиков Шемариных и Баташёвых (кон. XIX – нач. XX вв.)…

В Туле проживали несколько семейств Баташевых. Захоронения их встречаются и на Всехсвятском и на Спасском кладбищах. Вряд ли все они были родственниками, но надо сказать, что эта фамилия в Туле ассоциировалась в первую очередь с производством самоваров. На Спасском кладбище покоится известный тульский самоварщик Егор Иванович Баташов (1829 – 1901). В 1856 он основал самоварную фабрику, которая находилась на Миллионной улице. После смерти Егора Ивановича в 1901 году фабрика перешла в наследство к его жене Капитолине Николаевне (1836 – 1914) и сыну Егору Егоровичу Баташову, который расширил производство и ассортимент самоваров. Под его руководством фабрика получила 15 наград, за труды на общественной службе Е.Е. Баташов награждён золотой медалью.

Рядом с храмом выделяется надгробие А.Ф.Прудникова, участника войны 1812 г. — выполненное из чёрного гранита в виде перевернутого конуса, перебитого кубом. На всех тульских кладбищах такого вида надгробий сохранилось всего два-три десятка. Мемориальный текст: «Здесь погребено тело Александра Федоровича Прудникова бывшаго адъютанта генерал-адьютанта Храповицкого лейб-гвардии Измайловского полка штабс-капитана, скончавшегося 22 марта 1822 года на 29 году от рождения». К сожалению, активные архивные поиски не дали материала о личности А.Ф. Прудникова. О Храповицком Матвее Евграфовиче (1783 – 1847) известно чуть больше — Герой войны 1812 года, генерал от инфантерии, генерал-адъютант. В 1790 принят в Сухопутный шляхетский кадетский корпус. Участвовал во всех войнах императора Александра I с Наполеоном. За Швейцарский поход по представлению А.В.Суворова удостоился ордена Св. Анны 3-й ст. В сражениях при Бородине и под Кульмом был ранен. С 29.10.1811 – 30.08.1818 гг. — командир лейб-гвардии Измайловского полка. Именно в это время Прудников А.Ф. мог служить у него адъютантом.

С противоположной стороны храма в 2005 году обнаружено семейное захоронение князей Назаровых. Здесь находятся захоронения князя Егора Назарова, его первой жены Екатерины Степановны, второй жены Анны Павловны, урожденной Чебышевой, их дочери Агриппины. Князь Егор Михайлович Назаров — богородицкий городничий, советник управлений тульского наместничества, от казённой палаты управлял Тульским оружейным заводом. Именно при нём А.М.Сурнин (прототип Левши) получил личное дворянство и чин титулярного советника.

А его дочь Елизавета Егоровна была замужем за Дмитрием Николаевичем Гончаровым, братом Натальи Николаевны Пушкиной, владельцем имения в Полотняном Заводе. О князе Егоре Назарове неоднократно упоминает в своих записках А.Т.Болотов: «Приехавший из Калуги вновь определенный в наш город городничим грузинский князь Назаров, по имени Егор Михайлович, который с самого начала казался нам человеком хотя добрым, но далеко не таким простодушным и дружелюбным по природе своей более лукавым, скрытным и практичным». Семья Назаровых была большой. Князья упоминаются в окружении Пушкина. Елизавета, одна из дочерей, замужем за Дмитрием Николаевичем Гончаровым, братом Натальи Николаевны Гончаровой, жены Пушкина. Из семейной переписки Гончаровых известно, что Наталья Николаевна Пушкина в письме к брату передаёт поздравления, рекомендации мужа своей невестке и его обещание написать стихи на рождение первенца шурина…

Захоронения князей не попали в кадр ввиду плохой погоды во время нашего визита на Спасское кладбище — но зато есть повод вернуться. А ещё, в продолжение разговора, надо бы наведаться на третье «чумное» кладбище — Чулковское. Там весьма живописный храм и тоже можно найти много интересных исторических реперов…

10345630cookie-checkТульский некрополь
 

Комментарии

  1. АватарОбъективно

    Где-то тут писали, что Левша в лаптях ходил. А он оказывает получил дворянство и был титулярным советником. Чин небольшой, но все же.

  2. Аватар@

    Он был титулярный советник,
    Она — генеральская дочь;
    Он робко в любви объяснился,
    Она прогнала его прочь.

    Пошёл титулярный советник
    И пьянствовал с горя всю ночь,
    И в винном тумане носилась
    Пред ним генеральская дочь. ©

  3. АватарЭлла

    Как узнать о предках,которые захоронены на каком-то из тульских кладбищ. Есть фамилии

    1. АватарДмитрий

      Нужно обратиться в администрацию кладбища. Желательно знать имена и отчества и годы смерти.

  4. АватарИрина

    Вы все верно написали про Всехсвятское кладбище, а Спасское (Зареченское) кладбище перепутали с Чулковским, то, которое находится при храме Дмитрия Солунского в Пролетарском р-не. А так вся информация достоверная.

Добавить комментарий