Войти   Регистрация

Почему Тула дорожит своим «птичьим брендом»

Владимир и Татьяна Тюрины занимаются разведением птиц более десяти лет. За это время им удалось собрать одну из лучших коллекций куриных пород в регионе. В преддверии года Петуха, а по восточному календарю он начнется 28 января, корреспондент «РГ» выясняла, как живется фермерам-птицеводам.

Фермерское птицеводство может быть рентабельным. Но для этого надо подобрать породы. Фото: Александра Шулепова/РГ

У тульского фермера Владимира Тюрина богатая коллекция и декоративных особей. А начиналось все с того, что у их сына обнаружился дисбактериоз. Решили, раз на магазинных кур у ребенка аллергия — будем сами выращивать. Правда, для начала завели индоуток. Проблема со здоровьем разрешилась, а вот курочки, что называется, запали в душу. Супруги познакомились с птицеводами, и уже к концу первого года у них было 20 куриных пород, четыре породы уток и бойцовые гуси.

— Перышки — косицы, у некоторых пород даже свисают ниже плеч, — с любовью поглаживая красавца-петуха, объясняет Татьяна. — Мы с ними уже десять лет, без них теперь не представляем себя — непривычно.

Вообще-то Татьяна — горожанка, в недавнем прошлом известная в Туле фотомодель. Если бы тогда ей кто-то сказал, что будет увлекаться коллекционированием кур, подняла бы на смех. А теперь со знанием дела рассуждает о профилактике болезней своих питомцев. Да и Владимир не в деревне вырос. А сейчас считается одним из лучших заводчиков в области.

— Это настолько затягивает! Как компьютерные игры: первый уровень прошли, хочется на следующий — чем дальше, тем интереснее. Надо только начать, — объяснила увлечение птицеводством Татьяна.

— Декоративные породы — любовь или бизнес? — спрашиваю Владимира.

— Какой бизнес — хорошо, если на корма хватает, — отвечает тот. — Для экономики у нас есть определенные породы птиц, индоутка например. Цесарок держим на продажу. А декоративные куры — для души, для морального удовлетворения. Не знаю: кому бы это прибыль приносило.

Тем не менее, по его словам, птицеводство на фермерском уровне может быть рентабельным. Но для этого надо подобрать породы, да и десяток кур прибыли не даст. Хотя, конечно, фермер птицефабрике — не конкурент. Зато вкус домашней курочки сильно отличается от «магазинного».

На продажу Владимир разводит кучинских кур. И выносливы, мороза не боятся: сейчас, к примеру, поселил их в обычном парнике, где летом помидоры росли. По его словам, в советское время птицефермы были в основном укомплектованы этой породой: она и мясная, и несется хорошо, да и внешне птица выглядит весьма презентабельно. Куры на птицефермах дают до 270 яиц в год, а обычная фермерская — 130. Но на фабриках, где производство поставлено на поток, кур через год надо менять, а фермерское хозяйство все же более щадяще относится к птице. А потому, подчеркивает Владимир, «надо понимать, что домашнее яйцо дороже».

А еще Владимир поделился, как начинающему фермеру-птицеводу подсчитать: сколько курица «съедает» денег? Расчет такой: курица или цесарка на килограмм прироста должна съесть 4-5 килограммов комбикорма. Непременное условие — корма должны быть хорошие. Стоимость килограмма комбикорма — примерно 25 рублей. Выходит, что себестоимость курицы — 125 рублей за килограмм без учета физических затрат. Чтобы заработать, курицу продают по триста рублей. Или, к примеру, цесарка — ест столько же, растет четыре месяца — потом больше не вырастет, сколько ни корми.

— Петушков забить, курочек на яйцо. Из этого расчет, — раскрывает секреты фермер.

— Чтобы сводить концы с концами, сколько курочек фермеру надо держать?

— Если, допустим, зарабатывать тысячу рублей в день, — рассуждает хозяин, — то, учитывая, что с килограмма курицы прибыль рублей 50, надо продать 20 кило куриного мяса. Из расчета веса курицы в три килограмма, это шесть-семь тушек в день. Из этого исходите в расчетах количества. Личное подсобное хозяйство нерентабельно — на корма хватает, семью прокормить. А серьезно заработать не получится.

Сейчас у Владимира Тюрина более 200 кур и еще примерно столько же уток и индоуток. Ну и декоративные птицы, конечно (это же любовь!): куры разных пород, в том числе карликовые, фазаны, утки (в том числе — тульская подсадная), бойцовые гуси…

Начинающим птицеводам он советует разводить цесарок. По его словам, это не только «модная» сегодня птица, но и содержать ее гораздо проще.

— Они и зимуют лучше: не надо специального сарая — достаточно легкого строения, могут и на улице обитать. Главное, чтобы от страха не улетели. Едят все. Мясо диетическое, у яйца толстая скорлупа, ничто не проникает, а потому не бывает сальмонеллеза. Многим не нравится, что кричат противно, но разве это проблема? Зато забот меньше, — рассказывает фермер.

Впрочем, Владимир Тюрин далеко не единственный в Туле заводчик редких и красивых птиц. Здесь даже есть организация, объединяющая птицеводов, — общество любителей птиц имени Баташева. По словам председателя этого общества Сергея Осокина, птица — это такой же тульский бренд, как, например, самовары. И традиция эта была заложена еще в позапрошлом веке. Жил в Туле известный самоварщик Александр Баташев, фанатично увлекавшийся птицеводством. Фабрика для него была средством к существованию, а вот куры — для души. Он настолько их любил, что на самых лучших своих самоварах наряду с медалями, полученными водогреями на промышленных выставках, размещал еще и награды, завоеванные его любимицами. Но Александр Баташев не только коллекционировал породистых пернатых, он был одержим идеей улучшения поголовья птиц в России. Занимался разведением редких пород и селекцией, состоял в переписке с лучшими зоологами России. Труды тульского купца, окончившего всего-то четыре класса церковно-приходской школы, печатались в специализированных научных журналах. Ученые-зоологи восхищались птицами, выведенными на ферме Баташева. Его называли «тульским Дарвином». С помощью селекции вывел собственную «баташевскую» породу кур, которая «и яиц много дает, и мяса прилично наращивает, и ест все подряд, и суровую русскую зиму легко переносит». Увы, порода не сохранилась. Но, по словам Осокина, есть все породы, из которых Баташев выводил свою. Так что, может, удастся восстановить «баташевскую барашковую курицу-шарик», или курицу с изумрудным отливом, или с розовой шейкой…

Александр Баташев умер в 1912 году, оставив после себя богатейшее наследие. Впоследствии на базе этой коллекции возникнет НИИ птицеводства, который существует до сих пор. Правда, не в Туле, а в Звенигороде. Туда будущий известный генетик, академик ВАСХНИЛ Александр Серебровский вывез из родной Тулы баташевскую коллекцию, спасая от гражданской войны. На основе баташевских экспериментов, в сущности, организовывалось все советское птицеводство.

Между тем

Тульские птицеводы проводят всероссийские соревнования подсадных уток. Больше в России подобных состязаний нет. Тульская подсадная была выведена «для голоса» — говорят, ни один селезень не может устоять, когда она зовет. Эта птица известна уже почти 300 лет, но до сих пор не зарегистрирована как порода. Туляки намерены ее зарегистрировать и показать в Европе — как достижение российской селекции.

Елена Шулепова, «Российская газета»

10416100cookie-checkПочему Тула дорожит своим «птичьим брендом»
 

Комментарии

  1. АватарДанунах

    Не знаю: кому бы это прибыль приносило.
    =
    Чего там про ежиков, которые кололись, но кактусы по-прежнему жрали…

  2. Аватарскептик

    Бренд — что-то известное. А я про таких птичников и не слыхал никогда.

  3. АватарБыдло

    Лена, найди еще кролиководов. У них тоже интересно. И про перепелок. А то — страусы, страусы! Надоело! Они больно клюются.

  4. АватарКПД

    А эти петухи умеют нестись? Нет?Тогда это все неинтересно.

Comments are closed.