«…профинансировать консервацию часовни из федерального бюджета невозможно»
Сегодня усыпальница Бобринских в плачевном состоянии. Фото: t.me/city_postcard
Активисты проекта «Консервация» бьют тревогу: проект реставрации уникального памятника — часовни-усыпальницы Бобринских — не получил финансирование. Он был разработан по инициативе активистов в 2023 году и согласован Тульской инспекцией по охране памятников. Но, как уточнили «консерваторы», ни в прошлом, ни в этом году проект не приняли в госпрограмму Минкультуры России «Развитие культуры»: «В ответ на письмо ВООПИК [Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры] Министерство сообщило, что бюджетные средства на 2025-2027 годы распределены в полном объеме и профинансировать консервацию часовни из федерального бюджета невозможно».
Белокаменная часовня-усыпальница в усадьбе Бобрики Тульской области — редкий памятник эпохи ампира, который был вдохновлен античными ротондальными храмами. Ее построили в 1815 году по проекту архитектора Василия Милинского как часть усадьбы графов Бобринских — потомков Екатерины Великой и Григория Орлова. Первым здесь был похоронен Алексей Григорьевич Бобринский — внебрачный сын императрицы. Особенность здания — изящные колонны, центрический купол с крестом, позолоченные цветы и лепнина на своде здания. Все это создает поэтичный и утонченный образ усадебной России.
Проект есть, но денег на него нет. Фото: t.me/archconservation
После 1917 года имение Бобринских национализировали, в начале 1920-х прекратились службы в часовне. В 1921 году усыпальницу разграбили, а десять гробов из семейного мавзолея закопали в общей могиле за усыпальницей, где уже покоился прах последней графини Елизаветы, скончавшейся в 1915 году.
В 1930-1940-е годы в часовне располагались рюмочная и склад, после здание забросили на долгие годы. Постепенно оно разрушалось, кровля исчезла, стены разрисовали вандалы.
Каменная трехпрестольная церковь XVIII века выстроена в стиле барокко. Сейчас бесхозная. Фото: t.me/archconservation
В 1990-е годы усилиями местного активиста Николая Почуева усыпальницу пытались привести в порядок. Ее очистили от мусора, сделали временную кровлю на куполе, заложили проемы, навесили ставни на окна. Все это — за счет самих неравнодушных жителей, государство средства не выделяло.
В 2001 году археологи отыскали могилу Бобринских, а в январе 2004 года графские останки вернулись в усыпальницу.
В 2018 году усыпальнице Бобринских присвоили статус объекта культурного наследия федерального значения. Но состояние памятника остается плачевным и ухудшается каждый день. В 2019 году мародеры выломали почти всю чугунную ограду ротонды.
Сейчас часовня находится в пользовании Историко-мемориального музейного комплекса «Бобрики».
Для усыпальницы, с привлечением специалистов, разработали полноценный проект реставрации. Сейчас активисты собирают на него деньги. Несмотря на отказ в госфинансировании, они намерены и дальше работать над спасением памятника.
Виктория Чернышева, «Родина»
«Имея не храним, потерявши плачем».
Здесь графа Бобринского последний шаг,
Потомков след, что правили страной.
Но царский блеск развеялся в веках,
Оставив лишь надгробий ветхий строй.
Сквозь трещины в израненных стенах,
Глядит природа с дерзостью простой.
И новыми ростками совершает взмах,
Всё гуще зажимая зеленью густой.
Кресты погнулись, глядя в никуда,
И ветер в арках тренирует свой вокал,
Как будто плачет из памяти звезда
О том, кем в прошлом этот край дышал.
История не в книгах лишь живёт,
Она в молчании и старых серых плит,
Но камень рушится, и скоро упадёт
Последний свод, воспоминания хранит.
Исчезнет вязь фамильного герба,
Померкнет имя, стёртое дождём
И скажет кто-то: «Значит не судьба»,
Не зная даже, говоря о ком.
© Владислав Байбаков
Домкратом переливалась через дебаркадер.. ©
Какие потомки, какой императрицы? Одно слово, внебрачный! Конечно жалко что как написал Даль
07.08.2025 at 07:58 : — «Имея не храним, потерявши плачем». Пройдёт время все и всем будут рассказывать что здесь было за строение и в честь или в связи с чем бало построено и для кого.
Рыбкиной привет 👋
Вот один из показателей ее работы. В Туле юбку протирала , теперь в столице пятую точку греет.