Живая история по архивным материалам. В изложении Ирины Парамоновой
Служили верой и правдой, окружали себя фаворитами и фаворитками, попадались на взятках и кражах из казны…
Это серия очерков о российских губернаторах конца 18 века в стиле «ЖЗЛ». Они служили верой и правдой, окружали себя фаворитами и фаворитками, попадались на взятках и кражах из казны — живая история по архивным материалам, историческим документам и воспоминаниям современников.
Что объединяет героев книги помимо высокого статуса? Все они служили в Туле, но для каждого из них должность тульского губернатора была лишь ступенькой в карьерной лестнице, иногда последней и «расстрельной». Дело в том, что до 1917 года, а в эпоху Екатерины Великой и Павла I особенно часто, правителей губерний перебрасывали с места на место — по всему пространству Российской империи. И вчера еще пермский губернатор становился тульским, а тульский принимал дела в Тамбове или Костроме. Иные успевали поработать в пяти-шести регионах – и мы вслед за нашими героями совершим это путешествие по стране, меняя цвет мундиров и пуговицы. Они были в каждой губернии свои – как и герб, впрочем, человек и в новом сюртуке оставался все тем же.
Мы увидим частную жизнь «хозяев губерний»: они играли в карты и охотились, разводили лошадок-«корольков» и собирали книги, общались с масонами и Моцартом.
Основой книги стало исследование о дореволюционных тульских губернаторах, изданное ограниченным тиражом в 2013 году. Мне захотелось вернуться к этой теме, расширить географию, показать масштаб исторических личностей – людей из высшего света российского общества. Они служили с Потемкиным и Суворовым, расследовали дело об убийстве Императора Иоанна Антоновича и допрашивали Наполеона.
А еще показать политическую кухню. Например, вот так:
«Адъютант убедил Потемкина выйти из кареты, соблазнив приготовленным на станции в Сергиевском (теперь г. Плавск) завтраком: «тульские гольцы, теперь только из воды, калачи горячие, алексинские грузди и икра осетровая, ерши крупные, животрепещущие». Но только после того, как прозвучало, что «здесь мигом приготовят яичницу-глазунью», князь велел отворить карету. За трапезой адъютант доложил Потемкину, что уже две станции их сопровождает губернатор и желает представиться. Потемкин поблагодарил Лопухина за службу, назвав его хлопоты «напрасным беспокойством», и велел отправляться в Тулу и поклониться Михаилу Никитичу, «с котором скоро увижусь».
В честь высокого гостя в Туле Кречетников устроил прием и накрыл стол на 40 персон. Среди яств Потемкин больше всего оценил толстый ломоть «мясновской редьки» — «огородный продукт», лежавший на блюде под хрустальным колпаком, а потом, к удивлению, многих съел ананас, заметив, что «у каждого свой вкус».
Вот из таких штрихов деталей и создается портрет российских губернаторов разных исторических эпох.
Издание разделено на четыре части. В первой – уже опубликованной представлены биографии десяти губернаторов эпохи Екатерины II и Павла I (1777 — 1800 гг.), во второй — Александра I и Николая I (1801 — 1850 гг.), в третьей — Александра II и Александра III (1850 — 1893 гг.) и в заключительной — биографии губернаторов в период правления Николая II.
Ирина Парамонова «Губернаторы. От Екатерины II до Павла I» только на Литрес.
Алексинские….грузди…
Нам московских хватило…спасибо, не трЭба