Просто карикатурно пыльный
Тула должна быть местом пряничной радости
Прогулочная зона возле стен кремля – здесь все выглядит современно и удобно
Как оказалось, Тула – это очень близко, два часа с хвостиком на поезде. Как оказалось, я вообще ничего не знал о ней, и это не только очевидные самовары-пряники, но еще и сотни веков истории.
Запад давно уловил тренд на капитализацию прошлого и успешно масштабирует любую ерунду: «В этом трактире Коперник напился до звездочек» – и вуаля, начинаем этот исторический анекдот продавать в виде китайских магнитиков направо и налево. А у туляков целый кремль, сохранившийся в отличном состоянии, который визуально вообще никак не известен. Никто его не продвигает, и в фильмах про героические осады он не фигурирует. (Возможно, меня поправят, что крепость с ее невысокими стенами несла большей частью декоративную функцию, но ведь и загулы великого астронома тоже так себе событие.)
А ведь в наше время, когда у каждого смартфон, важнее не что, а скорее как.
Рядом с кремлем, вдоль речки, носящей странное название Упа, построили вполне себе европейскую набережную. Улица Металлистов – новая пешеходная достопримечательность, на которую теперь активно нанизывают кафе-магазинчики, здесь даже филиал Московского исторического музея появился. Однако туристическая троица – кремль/набережная/Металлисты – маловато для полумиллионного города. А то какое-то туристическое гетто получается: здесь у нас лавандовый раф в крафтовых стаканчиках, а там – пылища и дохлые голуби вдоль покосившихся заборов.
Нет, дорогие туляки, так вам своего слона не продать. Городская туристическая структура – это про важную категорию «гулябельности»: когда можно выйти из отеля и окунуться в атмосферу лабиринтов улочек, удивляясь, покупая, пробуя и поглощая крупными глотками город. Помещая его в свой внутренний рейтинг: посоветую – не посоветую, захочу вернуться – не захочу вернуться, и этот живой человеческий сарафан важнее всех официальных экскурсионных рейтингов. Город на расстоянии двух часов езды от Москвы – да вся столица должна быть увешана плакатами: «Ты еще не испек свой именной тульский пряник?», «Ты еще не попробовал чай из настоящего тульского самовара?»
Когда дверь в заведение повествует об услугах
У Тулы столько достоинств, что просто поразительно, насколько скромно она себя ведет в туристическом плане.
Из грустного – очень пыльно, просто карикатурно пыльный город. Пять минут на улице, а на зубах уже хрустит песок, словно бредешь по пустыне. И это создает ощущение неуютности и какой-то неопрятности, что ли. Знаете, скатерка, даже если она старенькая и на углах уже протерлась, но при этом чистая и выглаженная, не вызывает отторжения. А здесь реально большой город, который хочется весь окунуть в тазик с мылом.
Громкие старые трамваи. И очень много проводов. Широкие прямые улицы (опять же – разновысотность города всегда является, при грамотном использовании, мощным козырем), но желания купаться в их атмосфере маловато, потому что вот тут европейского уровня кофейня с воспитанными посетителями и персоналом, а свернешь в соседний двор – там звягинцевщина крупным планом. Очевидно, что в сложившейся геополитической ситуации тульские оружейники вносят значительный вклад в бюджет страны – а можно отщипнуть маленько для формирования привлекательной туристической инфраструктуры города? Ну, или, для начала, хотя бы вымыть его с мылом…
…Вывеска на главной улице: «Туристско-информационный центр». Извините, но зачем использована столь уродливая форма? Или всех толмачей татаро-монголы в плен угнали и вывески теперь кто попало составляет? «Туристический информационный центр» – звучит недостаточно современно?
Конечно, прекрасен Музей оружия, формой повторяющий богатырский шлем русского воина. Шестиэтажная сокровищница хранит огромное количество стреляющего и колюще-режущего, тысячи единиц того, что мы видели в кино и рассматривали на страницах учебников истории. Если бы было побольше музейного интерактива – было бы еще интереснее. Тульский музей русского оружия – беспрецедентное пространство, которое не может существовать в застывшем виде и требует расширения.
Неподалеку от города находится усадьба Льва Толстого Ясная Поляна, и на одном этом соседстве с мировой литературной звездой можно поднять туристическую индустрию. Но про великого писателя – по сути, тишина: памятник на центральной улице да продающиеся в сувенирных отделах футболки с его портретами/высказываниями.
Иду по скрипучим половицам Краеведческого музея, находящегося в особняке XIX века, и схожие ощущения испытываю во всем остальном городе. Город поскрипывает. Он не смазан в нужных местах современной смазкой: где-то давно прогнившие детали требуют замены, а кое-где напрашивается по-настоящему капитальный ремонт. Тула – важный, большой и значимый город средней полосы России, но для того чтобы в него захотелось возвращаться снова и снова, надо начать заниматься им всерьез. Не беспомощно: потом, а прямо сейчас. Набережная – это прекрасно, она выглядит современно и уютно, но давайте начнем, улицу за улицей, вытаскивать из провинциального морока красивую и статную Тулу.
Знающие люди утверждают, что Тула – чуть ли не столица крафтового пива страны. Что здесь живут и работают энтузиасты, которые превращают пенный напиток в реальное произведение искусства. Наверное, это так и есть, но этой информации практически не найти.
Это так мило – памятник чаепитию и самовару. Фото автора
Вспоминается фраза, которая просится быть отлитой в бронзе: «Скромность – прямой путь к забвению». Дорогие туляки, у вас есть все для того, чтобы стать мощнейшим туристическим центром России, но вместо этого вы молчите о своих достоинствах и стесняетесь рассказывать о своих победах. Словно заняли первое место на Олимпиаде, но не решились взойти на пьедестал.
А еще здесь много-много пряничных магазинов. Чай из самовара и пряничный медвежонок с вареньем – согласитесь, эти слова звучат как одна из формул русского гостеприимства. Вот за этой добротой и этим хлебосольством я и хочу возвращаться в Тулу.
Олег Мареев, галерист, антиквар, «Независимая газета»
Про песок, это он верно подметил. Но заезжий антиквар даже не представляет как этот песок и пыль достали самих жителей Тулы.
Но что мы можем сделать если впавшие в безумие руководители коммунальной службы, в погоне за деньгами, сыпят этот песок на улицы города ТЫСЯЧАМИ тонн! Как это исправить? Как остановить сумасшедших?
Хозяева тульской коммуналки только официально получают более миллиарда, а вы хотите, что бы они ваши интересы учитывали?
«Капитал», — говорит «Quarterly Reviewer», — «избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но это ещё не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживлённым, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами» (T. J. Dunning, цит. соч., стр. 35, 36).
Томас Джозеф Даннинг (12 января 1799 — 23 декабря 1873) — британский деятель профсоюзного движения, публицист.
Хорошо написано, с добрыми справедливыми замечаниями. Самовар и пряники стали символами тульского гостеприимства и радушия. Мастерство туляков должно стать символом красоты и порядка. Надо создавать уличные пылесосы, кондиционеры с фильтрами и ароматизаторами, вертикальное озеленение и прочие новшества. Тула должна и может привлекать сдобными запахами.
Смотри братан, как бы тебя Гусев не посадил за экстремизм! Страшные вещи говоришь!
похоже, этот Гусев стал для тебя фетишем 😉 ?
Фетишем он станет когда на строгом главным завхозом зоны станет, как Дудке в пожарке отсидеться не получится.
Необходимо просто качественно выполнять уборку территорий по ГОСТ,СП,РД,СанПин, Правила благоустройства территррий г. Тула…
Если все делать правильно маржи не останется! Поэтому работать по правилам не вариант.
Вот какой молодец этот Мареев. Заехал, огляделся, плюнул и уехал, чуть не сказал, в Вашингтон. Далее другие города лёгким слогом обгаживать. Был уже такой подобный, ныне иноагент Варламов. Мне тогда понравился пост какого-то очень остроумного человека: КТО ВООБЩЕ ЭТОГО ПУДЕЛЯ В НАШ ГОРОД ПУСТИЛ?
Вот и этот, по-быстрому, бросил, так сказать, ретроспективный взгляд и отбыл.
И что получается мы живем в лучшем городе мира, который безосновательно обгадил приезжий?
Что он обгадил? Тула в такой заднице, что как ее не критикуй — все равно недостаточно.