Войти   Регистрация

Свежо предание или Когда быть новому Зареченскому мосту?

Планы по его возведению вынашиваются настолько давно, что его строительство кажется уже чем-то вроде мифа

На днях вновь появилась информация о том, что Тула «пробила» федеральное финансирование строительства долгожданного моста, который должен связать Зареченский и Привокзальный округа города

В октябре Правительство РФ одобрило финансирование ряда социально значимых инфраструктурных проектов Тульской области. Среди них — строительство моста в Туле через реку Упу на сумму 2,7 млрд рублей.

Речь идет о том самом пресловутом мосте, который должен из Заречья упираться во въезд на Павшинский путепровод. Почему пресловутом? Потому что, как говорится, свежо предание, а верится уже с трудом. Планы по его возведению вынашиваются настолько давно, что его строительство кажется уже чем-то вроде мифа, а сама тема стала объектом шуток из разряда анекдотов.

Прожект, родом из 50-х

Надо отдать должное. Корни нового зареченского моста уходят в далекое прошлое. Откровенно говоря, если оценивать сам этот проект, то когда-то Генпланом 1971 года предусматривалось строительство ажно целых двух сооружений — в районе сахарного завода и ближе — от улицы Курковой до Фрунзе.

Первый должен был проходить параллельно существующему железнодорожному мосту, и особых подробностей о нем сообщить нечего, кроме того, что предполагался он четырехполосным — на перспективу развития — с двухсторонними тротуарами.

А вот второй — довольно интересный проект 1954 года, в котором также предусматривалась магистраль с мостом в створе Курковой улиц с одной стороны и Фрунзе с другой. Никто не задумывался, почему по сути короткая и тупиковая с обоих сторон улица Фрунзе была построена такой широкой — в шесть полос? Как тот же Красноармейский проспект. А именно потому, что должна была стать частью насыщенной транспортной структуры, связывающей два густонаселенных района.

Сложность была одна — расположившийся поперек будущей трассы Машиностроительный завод. Но и эта преграда была инженерно преодолима. Проектом предусматривалось возведение эстакады над территорий оборонного предприятия. Особой изюминкой ее характеристик была полная закрытость со всех сторон — эдакий тоннель над землей. Требования секретности, однако!

Но в те времена такие проблемы не рассматривались в качестве градостроительных преград. Нужен шестиполосный тоннель под драмтеатром — построим! Нужна «восточка» над новым руслом Упы — за пятилетку осилим!

По сути, для этого проекта магистраль была реализована практически на 75-80%. Оставались мост и крытая эстакада. Сейчас понятно: в нынешних условиях такое строительство — очень затратно. Вот и рождались потом раз за разом все новые варианты связки Заречья с противоположным берегом реки.

Новое — подлатанное старое?

Впервые серьезно о необходимости строительства нового моста заговорили уже в новом тысячелетии. До этого, после распада Союза, просто ни о чем подобном и не мечталось. Первые вести о возможном строительстве моста появились в январе 2010 года. Упоминание об этом есть в послании губернатора Вячеслава Дудки. Да так и осталось на словах.

Через два с небольшим года, уже при следующем губернаторе Владимире Груздеве, на одном из больших совещаний с городскими властями тему моста вновь подняли. Причем, в виде модернизированного проекта из 50-х. То есть Курковая — Фрунзе с наличием эстакады над Туламашзаводом. На этот раз ее можно было значительно удешевить — предприятие хоть и осталось в оборонном секторе, но уровень секретности несколько снизился, поэтому конструкцию предлагалось оставить открытой.

Работы над проектно-сметной документацией были начаты. Стоимость моста в целом первоначально оценивалась примерно в 2-2,5 миллиарда рублей. Однако немного позже выяснилось, что для строительства необходимо сносить два дома на углу улицы Курковой, а также один из заводских цехов. Расходы, учитывая компенсацию жителям, существенно выросли. Идея вновь на время оказалась позабытой.

Платные камбэки

Еще год спустя было заявлено: выход, наконец-то, найден! И кроется он в государственно-частном партнерстве. Даже был назван конкретный инвестор. По задумке окупить стоимость моста в полмиллиарда рублей он должен был в течение 30 лет. Стоимость проезда по сооружению — 30 рублей с учетом льгот по проезду спецтранспорта, общественного и бесплатного ночного тарифа. В общем, почти халява.

Само строительство предполагалось уложить всего в два года — то есть сдать его уже в 2016-м. Технические данные: четыре полосы с постом оплаты в районе окончания на правом берегу. Главное отличие от предыдущего проекта — мост оказывался диагональным, а по факту «кривым» — от Курковой но уже не до Фрунзе, а до транспортной развязки неподалеку от Павшинского моста. Чувствуете, к чему все идет?

Далее за небольшой промежуток времени предлагались другие варианты платных «перемычек» покороче. Например, Мосина — Набережная Дрейера всего за 410 миллионов рублей по данным на 2016 год и за 700 миллионов в 2017-м.

Чувствовалось: работа идет! Вот только денег в местных бюджетах на реализацию бумажных творений в железобетоне не было.

Стоит отметить и проект 2018 года. Новый инвестор предложил городским властям вернуться опять же к теме полувековой давности, но другому мосту — возле сахарного завода. К тому времени предприятие окончательно утратило свое предназначение, и в самом затратно и красивом варианте по его территории можно было проложить дорогу от тупикового троллейбусного кольца на Луначарского. То есть новая платная переправа через Упу проходила бы мимо Набережной Дрейера между железнодорожными путями, упираясь в створ Павшинского путепровода.

Тогда комитет имущественных и земельных отношений даже объявил конкурс на проведение работ. Срок окупаемости указывался в 33 года. Но до реальных дел опять не дошло.

Под угрозой коллапса

Но вопрос транспортной разгрузки имеющегося Зареченского моста продолжал будоражить умы чиновников. Еще в начале века прогнозировали, что он захлебнется от нагрузки к 2023-24 году. Дата близилась!

Уже при нынешнем губернаторе, в 2019 году идея платного моста была категорически отвергнута как нонсенс для города оружейников. Было заявлено, что строить надо в рамках муниципального заказа. Был создан эскизный проект и сформирован перечень земельных участков, необходимых для организации подъездных путей. Источник финансирования: 60% — региональный бюджет, 40% — муниципальный. Начать строительство планировали в июле 2020 года, но потом приоритет распределения средств был переориентирован на реконструкцию имеющихся сооружений.

И все-таки мосту быть «кривым»?

На дворе год 21-й перешагнул за свою середину, и вот объявляется новый, скорректированный проект стоимостью 2 миллиарда рублей. Впрочем, цифра оказалась неокончательной — уже пару месяцев спустя он подорожал на 700 миллионов.

Согласно проекту мост протяженностью 740 метров будет четырехполосным с широкими тротуарами для пешеходов. При этом он сохранит диагональную архитектуру — от улицы Курковой до развязки на правом берегу с улицей Мосина и Павшинским мостом. Под снос попадает практически заброшенная часть территории машзавода, вопрос отчуждения которой городу, по имеющейся информации, уже практически решен. А само строительство должно уложиться меньше, чем в два года — датой сдачи в эксплуатацию называется конец 2023-го.

Учитывая федеральный источник финансирования, теперь туляки все же имеют высокие шансы на осуществление своей давней мечты. Тем более, что в перспективе — строительство Новой Тулы и аэродромного микрорайона, что отнюдь не снизит нагрузку с единственной пока переправы через в от Зареченского округа до центра через Упу.

Впрочем, «счастье» столько раз казалось столь близким… Подождем наступления 2022-го.

Игорь Копытов, «Центр 71»

10897880cookie-checkСвежо предание или Когда быть новому Зареченскому мосту?
 

Комментарии

  1. АватарОбъективно

    Очередной бред. Что затратного в соединении фрунзе с заречьем? Если ничего не делать полвека, то и затрат не будет. И что смешного в двух мостах. И проект был соединения не Привокзального, а Советского района с Заречьем.

  2. АватарЭксперт

    Автор, Вы удивитесь, но работа по прокладке моста шла еще в нулевых годах! Именно в 2004 тогдашнему Мэру Казакову С.И. удалось договориться с руководством Машзавода о беспрепятственном прохождении моста через территорию завода. Тогда же была начата работа над градостроительной документацией. И только отсутствие денег в бюджете не позволило начать эту работу. Пришедшие после к власти артиллеристы, а потом грибы, были в принципе не способны что либо приумножать, а только делить. А нынешняя хоккейно-грибная команда и этого не может. Мозги и руки кривые. Может и мост поэтому такой….?

  3. Аватархе-хе

    А как удачно он договаривался о точечной застройке.

  4. АватарАноним

    Тухляки наконец-то отличились по-настоящему.
    Везде мосты строят поперёк препятствий, а у нас вдоль.
    Хуле, вдоль-то куда дороже, и освоить можно больше, и, соответственно, к потным ручкам прилипнет гораздо жирнее.
    Гениально!
    Как же достала уже эта бредятина мальчиков в синих костюмчиках в обтяжку.
    Блеат.

  5. Аватарнежданный гость

    ба! Да куда тут ни плюнь, сплошные финансисты-онанисты и генитальные проектировщики-архитектоники непомерного масштабу!
    И всё то они знают, обо всём ведают и как круче и дешевше,
    вот только едва до туалета доходят, а некоторые недоходя, туточки хорошо что анонимно испражняются.

  6. АватарАноним

    Прочитала. Басни дедушки Крылова

  7. АватарАнекдот

    — А чего генерал молчит?
    — Думает. У нас в области так: если генерал молчит, значит, либо думает, либо-портрет.

Comments are closed.