Войти   Регистрация

Музей старается выглядеть как завод

О модернистской эстетике будущего тульского музея станкостроения

Юрий Гагарин и микрофон «Октавы»

В то время как художественные музеи то и дело стремятся поражать зрителя масштабными выставками и громкими проектами, аудитория все больше хочет идти в ногу со временем, а не просто довольствоваться очередной ретроспективой прославленного мастера. Интерес к научпопу переживает новую волну…

Музей в Туле — от Гагарина и Radiohead до станков и VR

Для России научно-технические музеи — редкость по сравнению с художественными. И это удивительно для страны, в которой научное наследие не уступает культурному. Геометрия Лобачевского, таблица Менделеева, радиоприемник Попова, изучение сверхтекучести гелия Ландау и Капицы, ядерная физика Курчатова и водородная бомба Сахарова — этот список можно продолжать до бесконечности, дополнив многими нашими современниками. В конце концов, московский политех был основан на сорок лет раньше Пушкинского музея. Несмотря на многолетнюю реконструкцию, которую обещают завершить в следующем году, музей регулярно проводит фестивали науки и выставки на выездных площадках, таких как ВДНХ. На прошлой неделе он анонсировал совместную с «Яндексом» платформу «Большой музей», которая будет заниматься популяризацией науки. Первым в этом технологичном прорыве стал именно Политех, что только усиливает наш интерес к его открытию.

Еще один музей совсем скоро откроется в городе Туле, где находится легендарный завод «Октава», который производит микрофоны и различные акустические инструменты. Именно в такой микрофон когда-то Гагарин сказал знаменитое «Поехали!», его же использовали для записи альбома «OK Computer» группа Radiohead. В ближайшем будущем на базе завода будет создан полноценный творческий кластер, там же будет открыт музей станкостроения, который объединит технологии, науку и искусство. Как и тела в фундаментальной физике, музей задуман быть «жидким, твердым и газообразным». К твердому создатели относят сами экспонаты — станки и сложную технику, к жидкому — световые и звуковые инсталляции, а к газообразному — набирающие популярность технологии виртуальной и дополненной реальности, которые также будут задействованы в экспозиции.

Сам Кластер «Октава» будет включать в себя не только музей, но и Высшую техническую школу, комфортное городское пространство для досуга и отдыха, арт и образовательное направления. Проект реализуется при поддержке губернатора области Андрея Геннадьевича Дюмина. Инвестором выступил бизнесмен Михаил Шелков. Над созданием кластера и музея работает большая международная команда экспертов в сферах урбанистики, городского маркетинга, менеджмента, искусства. Среди экспертов — Ольга Пивень, Екатерина Гольдберг и Эдуард Моро (бюро «Orchestra»), Дария Женихова («Культура потребления») и другие.

Модернистская эстетика в духе промышленных ангаров для техно-вечеринок, современные технологии и фундаментальный подход к культурному наследию города не только заинтересуют местных жителей, но и, вполне вероятно, привлекут в город новый поток туристов. Вдохновиться политикой музея в ближайшее время можно и не посещая Тулу: Музей станкостроения музей активно представлен на идеологически близкой Уральской биеннале в Екатеринбурге, которая открылась вчера. Кураторами музея на этот раз выступили комиссар Уральской биеннале Алиса Прудникова и художник Катя Бочавар, которые ответили нам на несколько вопросов о музеях.

Buro: Музей станкостроения — не совсем типичный проект для вас как для директора по региональному развитию РОСИЗО-ГЦСИ и комиссара Уральской индустриальной биеннале. Кто был инициатором этой идеи и что лично вам наиболее интересно в проекте?

Алиса: Для меня это органичная история благодаря стратегическому партнерству госкорпорации «Ростех» с индустриальной биеннале. Работая с огромным количеством индустриальных пространств, я изучаю и узнаю множество форматов ревитализации таких зданий. Но в нашем случае это всегда были временные проекты. Мне бы очень хотелось создать постоянное пространство и запустить регулярный процесс. В этом смысле Музей станкостроения — идеальный кейс для работы с индустриальностью и как с наследием, и как с действующим производством. На «Октаве» до сих пор создаются приборы, и в то же время предприятие стремительно меняется, запуская целый кластер, который призван стать точкой для нового типа производства. Но сама идея Музея станкостроения принадлежит Василию Бровко (Василий Бровко — директор по особым поручениям Госкорпорации Ростех. — Прим. редакции). Согласно его философии, история станка становится отражением истории всего государства.

Buro: Вы долгое время работаете с региональными художественными центрами. Что особенного можно отметить в Туле, где открывается музей? Привлечет ли он новый поток туристов?

Алиса: Я считаю, что любой проект, который человек органично вписывает в окружающую его территорию и строит в ответ на некую глобальную проблему, привлекает людей. Это будет не художественный музей, а многогранный и междисциплинарный проект, который подарит каждому зрителю индивидуальный опыт.

Buro: Художественные музеи явно переживают бум — «Гараж», Третьяковка и Пушкинский борются за посетителей, в то время как технические едва ли так популярны. Политех много лет закрыт на реконструкцию, а его аналогов у нас нет. Как вы думаете, почему это так?

Алиса: На самом деле у меня нет ощущения, что существует серьезный дисбаланс. Сейчас все музеи бьются за посетителя, и каким бы музей ни был — художественным или техническим, — это не имеет значения. Неважно, какой это музей — важно, сколько человек там проведет время. А это зависит от экспозиции, от подачи, от сувенирного магазина и кафе в том числе. Кластер «Октава» станет для Тулы, как это сейчас называется, must have местом. Я имею в виду, что если ты едешь в ту сторону, то первое, что приходит в голову, — музей «Ясная Поляна», пряники, Музей Оружия. Но эти места уже устарели. Моя задача сделать в музее станкостроения экспозицию, которая не устареет к открытию. И в этом глобальная проблема любого технического музея. Сделать экспозицию так, чтобы она не «умерла» к тому моменту, как она открылась. Многослойность — это персональный опыт для каждого посетителя. Когда я могу прийти в одно и то же место много раз и каждый раз переживать этот опыт по-разному.

Buro: В Музее станкостроения вы выступаете как куратор или художник?

Катя: Я экспозиционер, что включает в себя работу и художника, и куратора, и архитектора, и многое другое.

Buro: В индустриальной архитектуре есть определенная эстетика, особенно востребованная сейчас. Музей возник непосредственно из самого места (завод «Октава») и его возможностей или скорее из идеи создать технологический музей?

Катя: Музей старается выглядеть как завод, именно так было задумано в работе над дизайном, выставочными залами и другими общественными пространствами, такими как вестибюль, кафе, магазин и т. п.

Buro: Музей станкостроения — не только о технике, но и об искусстве. Кого мы сможем увидеть на выставках в стенах музея? Кого вы хотели бы представить там в будущем?

Катя: Так как я сделала уже несколько художественных проектов, посвященных заводам, то назову некоторых из участников. Это не только художники в привычном понимании этого слова, но также музыканты и те, кто занимается звуком: Олег Макаров, Петр Айду, Федор Дадонов. Тема сложная, но интересная. Алиса Прудникова (комиссар проекта) пропустила через индустриальные биеннале уже несколько сотен художников, одним из них была и я.

Полная версия: Полина Козлова, «Büro 24/7»

10496690cookie-checkМузей старается выглядеть как завод
 

Комментарии

  1. Аватархе-хе

    Станкостроения больше нет. Хоть музей.

  2. Аватарнастоящий большевик

    Но неэффективной была советская экономика, не перепутай.

  3. АватарИльич

    Не надо клеветать — это мелкобуржуазно! Советская экономика была максимально эффективной, особенно продразверстка! Даешь военный коммунизм — всех буржуев к стенке!

  4. АватарНикто

    Специалисты собрались, говнять прошлое. Историю коверкать и чернить. «Застой» хулить -кого же сейчас за лет хвалить? Прикройте пасти, слюнявые….

  5. АватарИльич

    Хвалит, батенька, никого не надо! Пора делать революцию, причем лет 70 уже как пора!

  6. Аватарпролетарий умственного труда

    Где станки от буржуев, которые уже почти 30 лет в стране рулят?

Добавить комментарий